12:19
Круглый стол по вопросу «Детский травматизм на учебно-тренировочных занятиях: причины, предупреждение»

23.11.2022г. В ГУДО ЛНР №КДЮСШ города Ровеньки» прошел круглый стол по вопросу «Детский травматизм на учебно-тренировочных занятиях: причины, предупреждение».

Обсуждались следующие вопросы:

  1. ПРИЧИНЫ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведение занятий, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушений их правил, неправильное размещение участников. При проведении занятий многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности воспитанников.

Причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части урока, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение.

Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты). Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные  дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

Низкий уровень воспитательной работы. Зачастую этому способствует либерализм учителей. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение тренерами-преподавателями и спортсменами врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.

 

2. ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Возникновение спортивных травм зависит от ряда факторов.

У девушек меньше травм, чем у юношейЧем моложе спортсмены, тем больше происходит случаев травматизма. Чем старше учащийся и выше его спортивная квалификация, тем сильнее он подвержен травматизму. Имеют значение контингент занимающихся, условия проведения, методика занятий.

Механизм возникновения травм разнообразен. Повреждения могут быть вызваны падением, ударом и сжатием, столкновением, резкими изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями, подвертыванием (стопы), трением о канат и т.п.

Анализ полученных данных показал, что наибольшее число травм приходится на возрастную группу от 11 до 14 лет, достигая максимума в 13 - 14 лет. Наиболее высокий уровень травматизма приходится на спортивную гимнастику, борьбу самбо и дзюдо.

С докладом о причине травматизма и способах его предупреждения на занятиях по спортивной гимнастике выступил старший тренер отделения спортивной гимнастики Фомина Л.В.

Она обратила особое внимание на характеристику травм на занятиях по спортивной гимнастике и их профилактики.

При несоблюдении  мер предосторожности на занятиях спортивной гимнастики возможны травмы: повреждение кожи ладоней, намины, мозоли, трещины, растяжения связок, обрывные переломы, травмы менисков и межпозвоночных дисков, разрывы мышечных волокон, ушибы, вывихи, открытые и закрытые переломы, сотрясение мозга. Меры их предупреждения изложены выше. Наряду с ними в профилактике травм большое значение имеет специальная подготовка опорно-двигательного аппарата к большим нагрузкам.

Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти, подскоки и передвижения на руках в упоре лёжа, из положения стоя согнувшись падение вперёд в упор лёжа. С целью более быстрого разогревания этих суставов используют шерстяные манжетки или перчатки. Для мышц, фиксирующих лучезапястный сустав, эффективными являются упражнения с теннисным мячом, гантелями, вращение валика с отягощением.

Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращательными движениями в сопротивлении и без него, подниманием на носках на возвышение высотой 5 см., ходьбой на пальцах в балетной обуви, балансирование на двух полусферических опорах стоя, продвижением вперёд усилением пальцев ног, прыжками в глубину.

Для подготовки локтевых и плечевых суставов применяются вращательные и рывковые движения, сгибание и разгибание рук. Эффективным является выполнение этих движений с использованием гимнастических палок и отягощений.

Подготовка межпозвоночных сочленений к предстоящей нагрузке осуществляется с помощью прогибаний, глубоких наклонов, различных поворотов и вращений. При этом можно использовать отягощения и оказания непосредственной помощи со стороны педагога или товарища.

Учителя физической культуры, тренеры-преподаватели  должны уметь оказать потерпевшему первую медицинскую помощь. Ушибы обрабатываются хлорэтилом, охлаждаются водой, после чего накладывается бинтовая повязка. Срыв кожи ладонной поверхности обрабатывается раствором перекиси водорода с последующим наложением бинтовой повязки со смягчающей мазью. Первой помощью при средних и особенно тяжёлых травмах должна быть иммобилизация повреждённой руки или ноги наложением шины. При повреждении кожного покрова сначала останавливается кровотечение, а затем рана обрабатывается раствором перекиси водорода или йода.

 

Подводя итог круглого стола по вопросу «Детский травматизм на учебно-тренировочных занятиях: причины, предупреждение»:

 

Необходимые   условия  безопасности:

  1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил техники безопасности на занятиях;
  2. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;
  3. Наличие аптечки,  укомплектованной всем необходимым для оказания первой помощи,  находится в спортивном зале.

      4.  Перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:

                          - убрать все посторонние и выступающие предметы;

                          - проверить чистоту пола;

                          - наличие освещения и вентиляции в зале;

                          - убедиться в исправности инвентаря;

                          - проветрить помещение;

                          - проверить температурный режим в зале.

 

 Необходимые требования :

- учащиеся должны быть в спортивной форме, соответствующей занятию;

- проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избежания травм;

- перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их                исполнения;

- проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных занятий;

- начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;

- занятие должно быть организовано согласно плану - конспекта занятия;

- необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;

- в конце занятия провести упражнение на восстановление дыхания;

- учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;

- осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;

- по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности учащихся;

- не оставлять детей без присмотра во время занятия;

- чередовать нагрузку и отдых во время занятия;

 - вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю;

- уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;

- при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;

- не допускать входа и выхода в зал без разрешения тренера до, во время, и после занятий;

- требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу тренера;

- в процессе занятий и игр учащиеся обязаны соблюдать правила занятий и игр;

- во время выполнения упражнения, учащийся должен уметь применять навыки само страховки избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;

- при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы само страховки;

- при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью людей немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации школы, а учащихся вывести в безопасное место;

- при получении учащимся травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую помощь,  пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации школы и родителям;

- после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение;

- проводить детей в раздевалку;

- проверить верхнюю одежду учащихся;

- закрыть раздевалки;

- о всех обнаруженных недостатках сообщить администрации

 

Категория: Воспитательная работа | Просмотров: 22 | Добавил: shkola1961 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar