12:19 Круглый стол по вопросу «Детский травматизм на учебно-тренировочных занятиях: причины, предупреждение» | |
23.11.2022г. В ГУДО ЛНР №КДЮСШ города Ровеньки» прошел круглый стол по вопросу «Детский травматизм на учебно-тренировочных занятиях: причины, предупреждение». Обсуждались следующие вопросы:
Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведение занятий, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушений их правил, неправильное размещение участников. При проведении занятий многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя. Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности воспитанников. Причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части урока, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение. Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты). Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся). Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся. Низкий уровень воспитательной работы. Зачастую этому способствует либерализм учителей. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение тренерами-преподавателями и спортсменами врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.
2. ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА Возникновение спортивных травм зависит от ряда факторов. У девушек меньше травм, чем у юношей. Чем моложе спортсмены, тем больше происходит случаев травматизма. Чем старше учащийся и выше его спортивная квалификация, тем сильнее он подвержен травматизму. Имеют значение контингент занимающихся, условия проведения, методика занятий. Механизм возникновения травм разнообразен. Повреждения могут быть вызваны падением, ударом и сжатием, столкновением, резкими изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями, подвертыванием (стопы), трением о канат и т.п. Анализ полученных данных показал, что наибольшее число травм приходится на возрастную группу от 11 до 14 лет, достигая максимума в 13 - 14 лет. Наиболее высокий уровень травматизма приходится на спортивную гимнастику, борьбу самбо и дзюдо. С докладом о причине травматизма и способах его предупреждения на занятиях по спортивной гимнастике выступил старший тренер отделения спортивной гимнастики Фомина Л.В. Она обратила особое внимание на характеристику травм на занятиях по спортивной гимнастике и их профилактики. При несоблюдении мер предосторожности на занятиях спортивной гимнастики возможны травмы: повреждение кожи ладоней, намины, мозоли, трещины, растяжения связок, обрывные переломы, травмы менисков и межпозвоночных дисков, разрывы мышечных волокон, ушибы, вывихи, открытые и закрытые переломы, сотрясение мозга. Меры их предупреждения изложены выше. Наряду с ними в профилактике травм большое значение имеет специальная подготовка опорно-двигательного аппарата к большим нагрузкам. Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти, подскоки и передвижения на руках в упоре лёжа, из положения стоя согнувшись падение вперёд в упор лёжа. С целью более быстрого разогревания этих суставов используют шерстяные манжетки или перчатки. Для мышц, фиксирующих лучезапястный сустав, эффективными являются упражнения с теннисным мячом, гантелями, вращение валика с отягощением. Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращательными движениями в сопротивлении и без него, подниманием на носках на возвышение высотой 5 см., ходьбой на пальцах в балетной обуви, балансирование на двух полусферических опорах стоя, продвижением вперёд усилением пальцев ног, прыжками в глубину. Для подготовки локтевых и плечевых суставов применяются вращательные и рывковые движения, сгибание и разгибание рук. Эффективным является выполнение этих движений с использованием гимнастических палок и отягощений. Подготовка межпозвоночных сочленений к предстоящей нагрузке осуществляется с помощью прогибаний, глубоких наклонов, различных поворотов и вращений. При этом можно использовать отягощения и оказания непосредственной помощи со стороны педагога или товарища. Учителя физической культуры, тренеры-преподаватели должны уметь оказать потерпевшему первую медицинскую помощь. Ушибы обрабатываются хлорэтилом, охлаждаются водой, после чего накладывается бинтовая повязка. Срыв кожи ладонной поверхности обрабатывается раствором перекиси водорода с последующим наложением бинтовой повязки со смягчающей мазью. Первой помощью при средних и особенно тяжёлых травмах должна быть иммобилизация повреждённой руки или ноги наложением шины. При повреждении кожного покрова сначала останавливается кровотечение, а затем рана обрабатывается раствором перекиси водорода или йода.
Подводя итог круглого стола по вопросу «Детский травматизм на учебно-тренировочных занятиях: причины, предупреждение»:
Необходимые условия безопасности:
4. Перед началом занятий необходимо проверить готовность зала: - убрать все посторонние и выступающие предметы; - проверить чистоту пола; - наличие освещения и вентиляции в зале; - убедиться в исправности инвентаря; - проветрить помещение; - проверить температурный режим в зале.
Необходимые требования : - учащиеся должны быть в спортивной форме, соответствующей занятию; - проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избежания травм; - перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения; - проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных занятий; - начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части; - занятие должно быть организовано согласно плану - конспекта занятия; - необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии; - в конце занятия провести упражнение на восстановление дыхания; - учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений; - осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях; - по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности учащихся; - не оставлять детей без присмотра во время занятия; - чередовать нагрузку и отдых во время занятия; - вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю; - уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам; - при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия; - не допускать входа и выхода в зал без разрешения тренера до, во время, и после занятий; - требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу тренера; - в процессе занятий и игр учащиеся обязаны соблюдать правила занятий и игр; - во время выполнения упражнения, учащийся должен уметь применять навыки само страховки избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий; - при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы само страховки; - при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью людей немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации школы, а учащихся вывести в безопасное место; - при получении учащимся травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации школы и родителям; - после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение; - проводить детей в раздевалку; - проверить верхнюю одежду учащихся; - закрыть раздевалки; - о всех обнаруженных недостатках сообщить администрации
| |
|
Всего комментариев: 0 | |